Со вкусом и размахом Пасху, конечно, празднуют не только на просторах родной страны.
Немцы и австрийцы, например, на праздник Воскресения еще с середины XVI века пекут райндлинг — пряную дрожжевую сдобу в виде рулета или венка на коньяке, с изюмом, анисом и корицей.
У англичан — симнель, кекс на миндальной муке с вымоченными в ликере сухофруктами и орехами. Украшают его шариками из марципана — один в центре символизирует Христа, а остальные — апостолов.
В Польше подают мазурек — открытый пирог из песочного теста с вареньем, украшенный дробленым шоколадом, цукатами и орехами. Обязательно декорируют рисунком вербы — при помощи молотого миндаля.
Греческие же цуреки — почти то же, что и наш кулич, только форма может быть другой, в виде косички-кольца.
У итальянцев во главе стола — коломба паскуале, «пасхальная голубка». Это кекс на медовой шестидневной закваске с орехами и цукатами в виде главного символа мира — голубя.
Также есть несладкий вариант пасхального пирога, который итальянцы привезли в Аргентину, — чуть пряная паскуалина на дрожжевом или слоеном тесте с зеленью, сыром и яйцами.
Мальта не отстает: тут в качестве весеннего специалитета известные еще со Средневековья пряники фиголли. Два коржа из песочного теста с начинкой из марципана и миндаля обычно выполнены в виде фигурок людей, зверей, птиц, геометрических фигур.
Похожее угощение подают на Пасху в Ливане. Называется оно очень мило — маамуль, а представляет собой песочное печенье с начинкой из фисташек, грецких орехов или фиников.
Совсем недавно, всего десять лет назад, прилавки австралийских и американских пекарен покорили краффины — по сути, смесь круассана и маффина: сдобному дрожжевому тесту, которое хорошо расслаивается, придают вытянутую форму. Начинка может быть любой: карамель или шоколад, ягоды и орехи, клубочный или ванильный крем. Возможно, из-за внешнего сходства с куличом, нежный и воздушный краффин стали нередко печь именно к Пасхе.